Рефлексивный отчет о проведении серии последовательных уроков по русскому языку в 3 классе

В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и учения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке.

После прохождения курсов «Лидерство учителя в школе» мои взгляды на преподавание значительно изменились. Я пересмотрела свое планирование уроков, стала использовать новые подходы в обучении детей и это дало свои результаты. Во-первых, дети стали проявлять интерес, повысилась мотивация. Во-вторых, они стали рассуждать и доказывать. В-третьих, на уроке все были вовлечены в процесс обучения. На уроках, в основном, работали учащиеся, а я направляла их, давала инструкции и оказывала помощь.

В серии последовательных уроков я старалась охватить все 7 модулей программы. На первом уроке «Звуки и буквы» в начале урока применялась стратегия «Зона заблуждения», которая относится к модулю «Критическое мышление». Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения. Учащиеся показали свои знания по теме. Был поставлен проблемный вопрос «Какова роль звуков в нашей жизни». Ребята доказывали, что звуки имеют большое значение в жизни человека. Для реализации модуля «Использование информационно коммуникационных технологий в преподавании и обучении» использовалось задание на ноутбуках «Вставь пропущенную безударную гласную». В серии уроков использовался тренажер по отработке тестовых заданий. ИКТ мотивирует учащихся, способствует активной деятельности и поддерживает обучение.

На втором уроке «Слово и его значение», дети сами определили тему урока и поставили соответствующие критерии. Удачно подобран был метод критического мышления – заполни таблицу сходства и отличий синонимов и антонимов. Выполнив работу по разноуровневым карточкам, дети легко справились с заданием «Помоги Незнайке», где из 5 предложенных слов подбирали синонимы к данному слову. Оценивание проводилось с помощью сигнальных карточек. На третьем уроке «Слово и его состав» в начале урока было предложено задание «Таблица выявления первоначальных знаний» из модуля «Критическое мышление». У каждого ученика был маршрутный лист, на котором они в течение урока выставляли полученные баллы.

Удачными на этом уроке оказались игра «Солнышко» и дифференцированные задания.

Дети привели много доказательств, отвечая на проблемный вопрос «Может ли гусеница быть родственницей гусю?».
Для рефлексии использовался прием «Крестики-нолики», где были вопросы низкого и высокого порядка.
1. Приставка –это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. В слове подорожник – приставка под-.
3. Корень – это часть слова, которая стоит после приставки и служит для образования новых слов.
4. В слове сумочка – корень -сум-.
5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
6. В слове поговорила – окончание -ла.
7. Суффикс – это часть слова, которая стоит после приставки и служит для образования новых слов.
8. В слове медвежонок – суффикс -онок.
9. Основа – это часть слова до корня.
10. Однокоренные слова – это слова, которые образованы от одного корня.

На 4 уроке «Части речи» результативным оказался кластер «Паучок», где ребята написали всё, что знают о частях речи. Это было не только интересно, но и познавательно. Дети проявили свое творчество, фантазию и закрепили изученный материал. Был показан видеоурок по повторению частей речи.
Обязательно итогом всех уроков была рефлексия, которая проходила в виде игры «Светофор», «Смайлики». Особенно детям понравилась рефлексия «Лестница успеха». Они подходили и наклеивали свою фигурку на той ступеньке, на которой оказались по знаниям темы.
На каждом уроке реализовывался модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Это было написание эссе «Без какой части слово не может существовать?», придумать сказку «Имя существительное». Также высокомотивированные дети брали роль лидера и помогали остальным ребятам в выполнении заданий. Учащиеся работали в группах и парах. Они не только высказывали свое мнение, выполняли задания, но и оказывали помощь слабым учащимся. Все задания к урокам соответствовали модулю «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». В начале урока проводился мотивационный настрой, для снятия напряжения и усталости- музыкальные физкультминутки.

На каждом уроке не обошлось без модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Оценивание является неотъемлемой частью преподавания и учения, требует значительного изменения мышления. Это важный этап в течение урока. Каждое задание оценивалось формативно. Ученики оценивали сами себя, друг друга, группа группу, предоставляли обратную связь. Также оценивание проводилось с помощью сигнальных карточек, игры «Плюс или минус». Оценивание проходило и по предложенным критериям. Я, как учитель, являлась частью учебного процесса. В течение урока отслеживала процесс, проходящий в классе, наблюдала, предоставляла инструкции и оказывала поддержку. Все это является выполнением модуля «Управление и лидерство в обучении». Результат инициированного учителем процесса собственного профессионального развития будет нагляден непосредственно в ходе процесса и после его завершения. Результаты всегда имеют практическую направленность, поскольку видны изменения или улучшения на практике. Благодаря курсовой подготовке и опыту работы, применяя на практике новые подходы в преподавании и обучении, я смогла улучшить качество преподавания своих уроков. Это помогло мне сделать их интересными и разнообразными, что повлияло на качество знаний учащихся.

Список использованных источников
1. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 г.
2. Занимательная грамматика для 2 класса-Алматы: «Атамура»,1998 г.
3. Русский язык: Учебник для 3 класса/ В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2014 г.

Отчет

Могунова Валентина Владимировна, учитель начальных классов Новомихайловской средней школы Мамлютского района Северо-Казахстанской области