Рефлексия об использовании одного модуля программы при планировании серии уроков

Развитие личности обеспечивается в результате собственной деятельности, в процессе которой данная личность вступает во взаимодействие и сотрудничество с окружающими.
Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии — это половина процесса успешного восприятия материала. Определяющей чертой современных методических инноваций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения. Актуальным становится использование учителем учебного диалога. Для написания отчета я выбрала модуль — «Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе».
Во – первых, этот модуль помогает учащимся взаимообучаться по средствам диалога. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
*позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
*помогает осознать, что у людей могут быть разные идеи;
*содействуют аргументированию учениками своих идей;
*помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. («Руководство для учителя»/Важность диалога в классе/, стр. 145)
Во- вторых, я считаю, что этот модуль важен в контексте моего класса, потому что через него проходят все остальные модули, например, критическое мышление в диалоге я осуществлю через работу в парах над вопросами, которые требуют синтеза и анализа. А если рассматривать модуль «Обучение талантливых и одаренных детей», то я через диалог могу услышать мысли , суждения детей и выделить одаренных детей в той или иной области, а так же я могу развивать через диалог способности у этих детей. Диалог — это один из новых подходов в обучении детей, который развивает у детей саморегуляцию, направляет на метапознание.
В-третьих, я думаю, что именно через диалог учащиеся моего класса раскроются, научатся правильно составлять вопросы, через что у них будет более развита речь, расширится и активизируется словарный запас. Составляющими элементами учебного диалога являются обмен мнениями, реплики, корректные эмоциональные высказывания. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей их когнитивному развитию ( «Руководство для учителя» /Важность диалога в классе/ стр. 144). Я с этим абсолютно согласна, и привожу пример из своей практики: при проведении приема «Биографическая страничка», ярко видно то, о чем говорят Мерсер и Литлтон. Суть этого приема в том, что учащиеся совместно в парах готовили биографию автора. Так например, когда в паре работали Настя и Валя они готовили биографию писателя, Валя говорила Насте: «Мне трудно выбрать самое главное из текста», на что Настя сказала: «Прочитай именно, то где говориться о детских годах писателя. Прием направлен на сотрудничество учащихся, на взаимообучение через диалог, а так же в процессе у учеников развивается навык вести беседу, выслушивать, проговаривать, выбирать главное. Здесь будет уместно утверждение Барнса (1971)- « то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации» ( «Руководство для учителя» /Важность диалога в классе/ стр. 144 — 145).
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе» близок мне, потому что я его уже применяла на своих уроках до прохождения курсов, при опросе домашнего задания, при работе в парах на уроках чтения и познания мира, при актуализации знаний, при рефлексии.
Используя диалог как метод обучения, я определяю его тему, готовлю диалог, прогнозирую его результат, намечаю продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников в ходе урока появляется возможность реализовать свою коммуникативную потребность.
Использование диалоговых форм обучения в учебной деятельности ведет к тому, что у учащихся формируется способность к умению обосновать свои действия, умению задавать вопросы и затребовать информацию для решения задачи от учителя. Дети не боятся обнаружить свои незнания. Данный модуль я смогу применять на всех уроках, что позволит мне добиться навыков самостоятельной работы, глубокого, нестандартного мышления учеников, через которые я могу воспитать личность готовую к самореализации.
Работая по модулю «Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе», в ходе своей практики я начала изменения с постановки целей к уроку. Если раньше мои цели были направлены на учителя, то сейчас они направлены на ученика. С учетом этих целей я и планировала свои уроки, затем мне пришлось пересмотреть все уроки и распланировать их с учетом работы в группе. По мере возможности, я старалась распределять свое внимание на всех учеников, учитывая их возможности, так например: через прием «биографическая страничка», я его описывала выше, но здесь я упор делала на учащихся с повышенной мотивацией и с низкой мотивацией. Сущность этого приема заключалась в том, что учащиеся в парах готовили информацию о каком — либо авторе. Опираясь на модуль «Обучение талантливых и одаренных детей», я распределила в пары детей с высокой мотивацией обучения и с низкой мотивацией обучения. И как показали мои собственные исследования, это позволило учащимся сплотиться, будучи даже столь маленькой командой, состоящей из двух детей. А самое главное одаренные дети являлись направляющим звеном для учащихся со слабой мотивацией. В этом приеме четко прослеживается модуль «Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе». Я выбрала именно сильных учеников и учеников со слабой мотивацией, потому что здесь ярко выражено взаимообучение через диалог. Предлагаю в доказательство фото:

Здесь будет уместно вспомнить о модели обучения Л. Выготского, где он предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.
( « Руководство для учителя » /Важность диалога в классе/ стр. 144 ).
Для внедрения этого модуля я использовала такие приемы, как «Биографическая страничка», «Карусель», «Аквариум», «Продолжи фразу», «Ты мне, я тебе», «Вопрос- ответ», а также групповую работу, что способствовало внедрению и развитию диалогической речи в моем классе. Эти приемы отличались от остальных приемов, которые я внедряла до прохождения курсов тем, что они были намного эффективнее, актуальнее, интереснее для детей. Если раньше, изучив какую- либо тему на традиционном уроке, дети быстро забывали знания, получившие, и уже на последующих уроках не могли вспомнить, что изучали, то сейчас они помнят, даже спустя несколько уроков. Так как многие приемы ориентированы на их опыт полученный ранее в жизни. А самое главное с помощью этих приемов у учащихся поднимается мотивация к обучению, к чему мы все так стремимся. Таким образом, я считаю, удачно подобрала приемы. Но есть и отрицательные моменты, так, например, при проведении того или иного приема у меня уходило много времени на объяснение сущности приема детям. А были моменты, когда дети не понимали самого задания при выполнении того или иного задания, то есть что требовалось от них, и это вызывало у них трудности при составлении проекта, что опять же упиралось во время. На практике я использовала разные виды бесед, которые выделил Мерсер — это и кумулятивная беседа, исследовательская, беседа – дебаты. С помощью всех этих видов бесед могла в классе организовать работу, которая приносит положительные результаты, так, например, через кумулятивную беседу я вовлекала в процесс обучения всех учащихся, через такие приемы, как «Карусель», «Продолжи фразу». При проведении этих приемов, учащиеся придерживались правил работы на уроке, которые мы составили еще на первом уроке из серии четырех последовательных уроков и практически на каждом уроке мы возвращались к этим правилам. Правила были такими: «Принимаются любые ответы, прислушиваться друг к другу», благодаря таким правилам, у меня получалось ребят выводить именно на кумулятивную беседу, которая приносит учащимся обмен знаниями, где учащиеся тактичны и терпимы по отношению друг к другу. На четвертом уроке через прием «Аквариум», у меня ярко прослеживалась беседа – дебаты, что стало предпосылками активизации у учащихся пассивного словарного запаса. При применении этого приема я увидела своих учащихся с другой стороны, они приводили такие доводы, которые заставили даже меня задуматься, над вопросом беседы – дебатов. А вопрос был таким: Как вы считаете, кого нужно пропагандировать из современных героев (Гарри Поттер, Гермиона) или героев великой отечественной войны (Зина Портнова, Валя Котов). Естественно, те учащиеся, что были за героев военных лет, они мотивировали все тем, что эти дети были настоящими патриотами своей Родины, не побоялись отдать своей жизни за Родину. Учащиеся, которые были за современных героев, приводили такие доводы, Вася сказал: Что Гарри Поттер хорошо учился, а раз хорошо учился, был целеустремленным, добивался всего сам. Залина же сказала, что он был на стороне добра, что так не мало важно. Так же через этот прием красной нитью прослеживается модуль: «Обучение критическому мышлению», что не маловажно в обучении через диалог. Что касается исследовательской беседы, то здесь будет уместен прием «Вопрос, ответ», который я применила на первом своем уроке из серии четырех своих последовательных уроков. Через этот прием, мне удалось развить у учащихся навык исследовательской беседы. Потому что при изучении текста, учащимся пришлось задуматься, какие вопросы будут уместны по данному тексту.
Таким образом, при обучении диалоговая речь развивает у учащихся устную и письменную речь, критическое мышление, неординарный подход к любому заданию. Моя же роль как учителя была не управлять классом, а направлять класс в нужном русле.
На всех моих уроках литературного чтения прослеживается обучение через диалог, так как диалог является неотъемлемой частью любого урока. Помимо того, что больше на моих уроках было положительного, нежели отрицательного. Я столкнулась с такими трудностями как:
1.неуверенность учащихся со слабой мотивацией;
2.дети со слабой мотивацией не умеют выражать свои мысли как устно, так и письменно;
3.неслаженная работа в парах;
4.нехватка времени.
Основываясь на трудностях, с которыми я столкнулась, мои прогнозы на будущее будут вытекать из трудностей. Можно будет с учащимися со слабой мотивацией подготовить материал на будущие уроки и дать возможность перед классом выступить, таким образом, это все будет направлено на преодоление первых двух моих трудностей. Что касается третьей трудности, то нужно пересмотреть составы пар и можно посадить по интересам, либо по знаниям. При планировании уроков, постараюсь четко распределять время.
Естественно, планирую и далее использовать диалог на своих уроках и не только литературного чтения, но и на других уроках тоже.
В наше время существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа позволяет ученикам взаимообучатся, вести обмен опытом, основываясь на раннем каком либо опыте. По средствам диалога отстаивать свою точку зрения аргументируя свои выводы или же приводя факты, основанные на реальном примере. Считаю, это все будет являться ученикам подмостками самореализации в дальнейшей их жизни, что так необходимо в нашем современном мире.

Список используемой литературы:
«Руководство для учителя» /Важность диалога в классе, стр. 144
«Руководство для учителя» /Важность диалога в классе, стр. 145
«Руководство для учителя» /Важность диалога в классе, стр. 144-145

Узбекова Инна Александровна, средняя школа № 41, а. Кабанбай батыра Целиноградского района Акмолинской области