Рефлективный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон

При планировании серии последовательных уроков я остановилась на анализе модуля «Обучение критическому мышлению», так как считаю, что для человека особенно важно уметь критически мыслить. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. (1, с 154) Даже Н. А. Назарбаев в своём послании народу Казахстана от 17 января 2014 года говорил о том, что «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».(2)

Что же такое критическое мышление? Приведу некоторые определения понятия «критическое мышление», которые, по-моему мнению более точно раскрывают суть этого вида мышления. В соответствии с определением, которое дает руководство для учителя «критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (1,с.154), поэтому при интеграции данного модуля для меня было важным развивать навыки критического мышления моих учеников через организацию заданий ориентированных на формирование умений анализа, интерпретации, синтеза, выводов и генерации идей.

Другое положение о критическом мышлении гласит, что «Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других». (1, с. 154) в этом смысле мною были запланированы задания, которые предполагают использование ассоциативного и метафоричного мышления.

Для эффективной интеграции данного модуля мною было запланировано применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо: ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Очень часто я себе ставлю такие вопросы: Как повысить мотивацию у учеников? Как научить учиться? Понятно, что решить данную проблему можно только с помощью новых подходов к обучению, в центре которого должен стоять ученик, а не учитель.
Работая учителем начальных классов, я нахожусь в постоянном поиске новых методов и приёмов, которые позволили бы современному ученику мыслить более продуктивно. Ведь с помощью мыслительной деятельности человек может решать трудные задачи, искать пути решения.

Модуль «обучение критическому мышлению» даст мне возможность развивать творческие способности моих учеников, научить их критически мыслить, правильно оценивать свои возможности, высказывать свои мнения, не боясь, что их будут критиковать, искать пути решения в создавшихся ситуациях.
Серию последовательных уроков я проводила в четвертом классе на уроках познания мира по разделу «Моя Родина – Казахстан». Модуль «Обучение критическому мышлению» я попыталась включить в каждый урок при прохождении практики.
В уроках прослеживаются такие методы и приёмы критического мышления, как стратегия, когда тему и цель определяют сами дети, беседа с использование вопросов высокого и низкого порядка, написание ассоциаций, таблица «ЗХУ», стратегия «Мозговой штурм», «Инсерт», «Синквейн», составление концептуальной карты.
Прежде чем развивать критическое мышление у учащихся немаловажным было создать коллаборативную среду в классе, для того чтобы учащиеся чувствовали себя раскрепощено и комфортно. Коллаборативную среду я создавала с помощью тренингов, игр, после чего в работу включались как сильные, так и слабые дети. Они начинали активно включаться в процесс обучения, задавать вопросы и уверенно отвечать на них.
На стадии «вызова» мною преследовалась цель не только активизировать, заинтересовать учащихся, мотивировать его на дальнейшую работу, но и определить уже имеющиеся знания.

На первом уроке на основе просмотра видеофильма «Мой Казахстан» я начала беседовать с учащимися по увиденному, с целью подведения их к определению темы и цели урока, где использовала вопросы «низкого и высокого» порядка. Данный прием мотивирует на работу слабых учеников и не дает засиживаться сильным. Я считаю, когда дети сами определяют цель урока, перед ними встает понятная картина, чему они должны научиться. Диалог с наводящими вопросами: О чем этот видеофильм? (о нашей Республике Казахстан) А какая наша республика? (независимая) Что именно будем рассматривать сегодня на уроке? (области) Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Области Казахстана) А что такое область, по вашему мнению? (дети высказывали свои мнения: часть страны, половина государства) В какой области вы живете? (в Северо–Казахстанской области) А сколько областей в Казахстане? (учащиеся приводили разные ответы: (10, 15 областей), но точного ответа не было, вопрос остался открытым для дальнейшего изучения) Как выдумаете, почему именно так была поделена территория Казахстан? (Каждая область, чем то отличается от других,) Что нового мы должны сегодня узнать? В итоге тема урока была определена детьми. (тема нашего урока «Области Казахстана») При использовании вопросов «высокого» порядка у некоторых детей возникали сложности при формулировании ответа, чтобы натолкнуть их на ответ, я старалась задавать наводящие вопросы, что помогло им постепенно прийти к правильному ответу. Анализируя ответы учеников, я пришла к выводу о том, что для определения темы урока учениками, мне следует планировать вопросы разной сложности, с целью развития навыков наблюдения, синтеза.
На втором уроке для проверки домашнего задания я использовала стратегию «Горячий стул» для того, что выявить уровень знаний по пройденной теме и подготовить учащихся для усвоения новой информации. Используя данную стратегию, первый раз дети с осторожностью и неуверенностью отнеслись к ней. Но объяснив правила работы по данной стратегии, после того как ответил первый ученик, просто не было отбоя от желающих ответить на вопросы на «Горячем стуле». Используя данный метод, дети учились анализировать информацию, что помогает развивать критическое мышление.
Для подведения к определению темы урока «Культура Казахстана» было продемонстрировано две картины неизвестных художников, где присутствовало несоответствие нарисованного с действительностью и были заданы вопросы (Почему художник сделал такие ошибки? Что он не знал? Важно ли знать культуру своего народа? О чём пойдет сегодня речь на уроке?), чтобы ответить на них, учащимся пришлось поразмышлять и высказать свою точку зрения. После наводящих вопросов учащиеся определили тему и цель урока, причем цели урока у учащихся были разнообразные (Настя сказала, что хочет узнать о культуре Казахстана, Максим ответил, что он хочет знать больше именно об искусстве Казахстана). На данном этапе через визуальные данные развивалось критическое мышление. Также была предложена работа в парах, где ребята отвечали на «толстые и тонкие» вопросы викторины «Культура Казахстана».
«Тонкие» вопросы: — Как называется головной убор невесты? (Саукеле)
— Женский жакет из бархата яркого цвета (Камзол)
«Толстые» вопросы (продолжить пословицы по началу, что требовало глубокого размышления): — Одна у человека мать — …(одна и Родина)
— Человек без Родины своей, что… (без леса одинокий соловей). Работа над «толстыми» и «тонкими» вопросами развивало навыки анализа и оценки учеников.
На третьем уроке прочитав легенду, я подвела учащихся к определению темы и цели урока («Казахстан — независимое государство»). Данный метод был использован для развития критического мышления через ознакомление с текстом, определения ключевых моментов, анализ. Ученики, прослушав легенду, анализировали текст, выделили главную мысль и на основе это определили тему урока. Для побуждения к работе с новой информацией, пробуждения интереса к теме урока учащиеся составляли ассоциации к слову «независимость». Но здесь возникла сложность, некоторые учащиеся не могли составить ассоциации к слову, так как не до конца понимали его смысл и только на основе сравнения с тем, что «Казахстан – независимое государство», они начали записывать ассоциации к этому слову (свобода, вольный, самостоятельность). Этот метод позволяет развивать критическое мышление, через умение сравнивать, свободно высказывать своих мыслей. Затем учащимся было предложено заполнение таблицы «ЗХУ» (один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала). Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы, формирует: умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. На данном этапе учащиеся сами заполняли столбик «Знаю», составляли список того, что они знают или думают по теме «Казахстан – независимое государство» (учащиеся писали, что они знают: Казахстан – независимое государство, имеет государственные символы ( гимн, герб, флаг), президент страны – Н. А. Назарбаев, столица – Астана) Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Столбик «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации (в данном столбце учащиеся писали, что хотят узнать об истории образования независимого Казахстана, развитие отношении между другими государствами, местонахождение, границы, государственное устройство), а третий столбец «Узнал» заполняли по ходу урока и в конце урока проводили подведение итогов и сопоставление содержания граф. В результате заполнения данной таблицы учащиеся развивали критическое мышление через умение соотносить известное и новое, анализировать и давать оценку своим знаниям.
На четвертом уроке для проверки домашнего задания использовала приём «Мозговой штурм», с целью активизации имеющихся знаний, выяснение того, что дети знают по теме. Дети на данном этапе уже были знакомы с данным приёмом, поэтому у них не возникло сложности при работе над проверкой домашнего задания. Данный приём через устные данные развивает навыки критического мышления.

На второй стадии – «осмысление» идёт непосредственная работа с информацией. Здесь я должна была сохранить интерес к теме при непосредственной работе с информацией, поддерживать постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Так как на основе конструктивистского преподавания, учитель предоставляет «ученикам возможность размышлять над своими знаниями, убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объём знаний. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками» (1, с. 112)

На первом уроке на стадии «осмысления» дети работали в группах по методу «Джиксо», где у каждой группы было своё задание ( 1 группа – Северо –Казахстанская область; 2 группа – Южно – казахстанская область; 3 группа – Западно – Казахстанская область; 4 группа – Восточно – Казахстанская область) Каждой группе необходимо было поработать с информацией по определенной области, выделить необходимые информацию соответствующую плану (Название области, областной центр, год образования, месторасположение, чем знаменита.) Здесь не все группы выполняли задание, придерживаясь плана и поэтому не было видно конкретики по данной теме, потому что некоторые дети не до конца поняли задание, и им было сложно выделить в тексте именно то, что необходимо было. Поэтому я думаю, что необходимо уделить внимание на развитие у детей умения анализировать. Работая в группах, учащиеся вступали в активный диалог друг с другом для обсуждения создавшейся проблемы (задания). Ещё Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе говорили о том, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (1, с. 144) Вследствие наблюдения, я заметила, что дети использовали разные типы бесед. Они спорили друг с другом, отстаивали и доказывали свою точку зрения, затем приходили к единому решению. Затем учащиеся работали с учебником, используя приём «Выделение маркировок», где дети знакомились с текстом, исследовали его и находили информацию по тем областям, которые им еще не знакомы. Данный приём помог развивать навык критического мышления через визуальные данные.
На втором уроке для осмысления новой информации учащимся была предложено работа в группах, где каждая группа работала по одному из направлении культуры Казахстана (1 группа знакомилась с музыкальными произведениями и инструментами Казахстана; 2 группа рассматривала картины знаменитых художников и знакомились с историей возникновения искусства; 3 группа изучала информацию о музеях и выделяла самые известные музеи; 4 группа работала по теме «Памятники» и просматривала видео, затем анализировали и делала определенный вывод), что помогло развивать навыки критического мышления. Затем группы составляли концептуальную карту по свой теме и защищали ее по принципу «Рыночная палата». После презентации группы давали оценку группам, используя приём «Две звезды – одно пожелание» (например: 1 группа давала две звезды 2 группе за точкое изложение информации, эстетическое оформление; 1 пожелание — не отходить от плана по которому составляли постер) Используя данный приём, дети учились анализировать выполненное задание, комментировать, оценивать своих одноклассников.
На третьем уроке предлагала поработать с текстом, используя приём «Инсерт». Этот приём помог ученику отследить своё понимание прочитанного текста. Заранее ученики знали систему маркировочных знаков, которую использовали при работе с текстом.
При выполнение данного задания ученики были очень активными и внимательными, нежели когда они просто пассивно читают текст. После применения данного приёма учащиеся обсуждали полученную информацию и на основе полученных знаний составляли постер. На основе данного приёма у учащихся развиваются навыки критического мышления через визуальные данные.
На третьем стадии – «рефлексия» учащиеся анализируют полученную информацию, интерпретируют и делают вывод. На первом уроке на основе полученной информации дети работали с рабочим листом «Области Казахстана, где должны были найти и установить соответствия между названием области, его административным центром и особенностями данной области, после чего обсудить с одноклассниками и оценить правильность ответов, используя приём «Большой палец». На данном этапе после всей проделанной работе учащиеся высказали своё мнение по уроку (приём «Голос ученика») и обосновывали то, что нового они узнали на уроке. В ходе данной работы дети наблюдали, анализировали, тем самым у них развивались навыки обсуждения, комментирования и оценивания. На втором уроке, с целью понимания темы урока учащимися, подводила рефлексию «Обратная связь» ( Мне понравилось… Хотел бы узнать… Трудно было…), где учащиеся могли определить насколько успешно они двигаются в своем обучении. Данная работа помогает развивать критического мышления через умение высказывать своё мнение. На третьем уроке заполняли третий столбец таблицы «ЗХУ» «Узнал» Здесь ученики имели возможность поразмышлять, проанализировать то, что нового они узнали на уроке. И в конце урока подводили итог, используя доску обратной связи. Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а также развивает критическое мышление через устные данные. На четвертом уроке учащимся предлагалось составить «Синквейн» по теме «Батыр», который помог синтезировать информацию и представить её в кратком виде.
«Синквейн»
1 группа 2 группа
Батыр Батыр
Сильный, смелый Сильный, храбрый
Защищает, помогает, спасает Воевал, сражался, защищал
Батыр защищает нашу Родину. Батыр храбро сражался с джунгарами.
Защитник Воин
На первых этапах «Синквейн» составляли в группах, а затем индивидуально. Данная форма работы дала возможность создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся, а также оценить, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. Данная работа через чтение, письмо, умение излагать сложные идей в нескольких словах развивает критическое мышление
Проведя серию последовательных уроков я заметила, что внедрение модуля «Обучение критическому мышлению» дает большой плюс, как работе учителя, так и развитию детей. Приемы и методы по развитию критического мышления, которые я применила, сделали мои уроки не только интересными, но и обучение сделалось творческим. Я была в восторге от того, что дети, которые раннее не проявляли активность на уроке, старались не вступать в активный диалог, как с учителем, так и с учениками, просто отсиживались на уроках, вдруг активизировались, и пусть не сразу, но начали действовать стали реализовывать себя. А я со своей стороны старалась поддерживать их в этот момент, для того чтобы они не потеряли веры в себя и не боялись откровенно выражать свои мысли. Я старалась построить уроки так, чтобы дети были главными фигурами на уроке и открывали знания самостоятельно, давала детям возможность самостоятельно оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы, принимать продуманные решения, размышлять. На уроках дети учились более сплоченно работать в группах, учитывать мнение друг друга, выслушивать своего собеседника, четко распределять роли в свой группе.
В дальнейшей своей работе я конечно продолжу внедрение модуля критическое мышление в уроки, так как задания данного модуля способствуют развитию самостоятельности, критически мыслить, умению анализировать, высказывать свою точку зрения. Буду использовать разнообразные приёмы, которые ранее не использовала, такие как «Фишбоун», «Корзину идей», «Шесть шляп», «Диаманту», «Зигзаг» и т.д.

Использованная литература
1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. (2012) 3-е издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
2. Послание президента РК народу от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050», [онлайн на: predictor.kz]

Юровник Инна Геннадьевна, учитель начальных классов, КГУ «Школа-детский сад № 26», г. Петропавловск