Рефлективный отчет об обоснованности и методики использования одного из модулей Программы в серии уроков

Многие люди скорее умрут, чем начнут думать,
И умирают, так и не начав.
Бертран Рассел

Обучаясь по программе курсов повышения квалификации педагогических работников третьего (базового) уровня я узнала, что ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане — критическое мышление.
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий. Основы критического мышления могуть быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь — стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.[1. Стр.154].

Модуль «Обучение критическому мышлению» я начала применять на практике в школе. На курсах я познакомилась со множеством стратегий и приемов, применение которых могут способствовать развитию критического мышления у учеников. Я нашла более приемлемые и эффективные приёмы, на мой взгляд, для достижения целей на своих уроках.




На моих уроках ученики старались ставить цели урока. Постановка целей самими учащимися применялась впервые, поэтому ученики немного растерялись. К моему удивлению, ученик С сформулировал цели урока уже на первом уроке из серии последовательных.. На следующих уроках было видно, что у него повысился интерес к предмету и он стал более ответственно относиться к собственному обучению. Известно, что существует три фазы критического мышления:I фаза -вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации),IIфаза-осмысление содержания(получение новой информации),III фаза- рефлексия (осмысление, рождение нового знания)[2. стр 19]. При проведениии серии уроков во время первой фазы – вызов я проводила работу по стратегиям критического мышления «Горячий стул», «Лови ошибку». В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся смогли высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. По стратегии «Горячий стул» индивидуальная работа позволила каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Но многие учащиеся в том числе и ученики сильной учебной мотивации побоялись изложить свое мнение.Работа в небольших группах позволила таким учащимся чувствовать себя более комфортно.Моя роль на этом этапе работы состояла в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Я думаю учителям очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме модуля Программы. Итак, при реализации фазы вызова у учеников возник стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

II фаза — осмысление содержания (получение новой информации) проводилась мною с использованием таких стратегий как: «ЖИГСО», «Опрос по цепочке» здесь ученики смогли разобрать и понять новую для них информацию достаточно хорошо.

Целью стратегии является активное участие в изучении новой темы. Обсуждали общую проблему: сначала выбирая лепесток ромашки с числом от одного до трех, а затем в группе. Работая по методу «ЖИГСО» каждый ученик почувствовал себя учителем и взял на себя ответственность за свое обучение. При смене групп все ученики стали лидерами в обучении, каждый пересказал свой учебный материал (запоминание 90%). Далее для выяснения умения детей анализировать информацию применила приём, графического выражения мыслей, форма выражения произвольная в основном получились у детей постеры. Этими способам я выяснила умение учеников работать с информацией. Мои ученики проявили активность. Им было очень интересно работать при составлении постера. Ученица B за которой я наблюдала в течение урока взяла на себя ответственность лидера.Работу по составлению постеров дети показали на удовлетворительном уровне, до этого у них не было такого опыта. Поэтому мы «не уложились » во временные рамки первого урока, но я считаю, что эти трудности можно будет избежать в дальнейшем, когда ученики уже лучше будут понимать ход занятий.




При анализе урока установила детям трудно ориентироваться в учебном тексте и выбирать главное, еще трудней графически выражать свои мысли.
Обучение на основе диалога — это такой подход при котором диалог между учителем и учениками и между учениками помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мнение. [1. Стр 144].

Для развития критического мышления у учеников в серии четырех уроков я использовала приёмы: как составление постеров, синквейна, диаграмма Венна, «Дневник двойной записи», верные и неверные утверждения, работа в парах — заполнение таблицы»Знаю, Хочу узнать,
Узнал», «Древо мудрости».

На втором уроке по теме «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова» учащиеся учились получать информацию с помощью её синтеза. У каждой группы были готовые раздаточные материалы по теме урока и им нужно было развернуть информацию с помощью дополнительной литературы. С помощью таблицы ЗХУ учащиеся заполнили рабочий материал в течение всего урока. При заполнении таблицы ученица с сильной учебной мотивацией Лена Ш. работая в паре оказала помощь ученику со слабой учебной мотивацией Саше К. При изучении нового материала я использовала стратегию «Древо мудрости». При работе с текстом учащимся дается задание составить трудный вопрос к тексту. Все составленные сложные вопросы к тексту складывались в шкатулку. Каждый ученик вынимал из шкатулки по одному вопросу и как можно более полно отвечал на вопрос вслух. В конце задания учащиеся оценивали вопросы и ответы по тексту. При выполнении этого задания не все учащиеся смогли составить «толстые» вопросы и ответить на них. Ученица со средней учебной мотивацией Аяжан Б. смогла составить «толстый» вопрос к тексту и сумела ответить на «толстый» попавшийся ей вопрос. На этом этапе урока присутствовало диалоговое обучение «ученик – ученик».При закреплении нового материала мною была использована стратегия диаграмма Венна. Работая в парах, учащиеся заполнили диаграмму по общеупотребительным и необщеупотребительным словам. Наблюдая за учащимися при выполнение этого задания я заметила, что они обсудили задание в парах и пришли к одному общему мнению. Диаграмма Венна учащимися была заполнена быстро и правильно.

Анализ второго урока показал, что на уроке присутствовало диалоговое обучение, но нужно постоянно корректировать и направлять работу групп в правильном направлении, не все группы выбирали верный путь. У учеников нет большого опыта работы с текстом и опорными таблицами. Для них легче было переписать всю информацию и как они считали, что чем больше написано, тем лучше.

На третьем уроке по теме «Фразеологизмы» учила детей получать и обрабатывать информацию, полученную из различных источников (делать уже анализ и синтез информации). Используя стратегию критического мышления «Дневник двойной записи» учащиеся по ходу чтения нового материала заполнили таблицу, состоящую из двух граф. В первую графу они выписывали фразы из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание. Во второй графе таблицы они давали объяснение тому, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они у них вызвали. Учащиеся стали активно заполнять дневник двойной записи, используя учебник и дополнительную литературу. Наблюдая за учеником со слабой учебной мотивацией Сашей К. я заметила, что работая в группе был активен, помогал участникам группы и был заинтересован в выполнении задания. Общее оценивание работы групп проводила по оценочным листам, которые заполнили сами группы.

На четвертом уроке изучая тему «Крылатые слова» дети работали в группах. С помощью волшебного сундучка составляя «тонкие» и «толстые» вопросы была отгадана тема урока. Центральное место на уроке занимал диалог. Используя опорную схему, учащимися были выведены цели урока. Новый материал ученики изучили с помощью стратегии «Опрос по цепочке». Используя дополнительный учебный раздаточный материал, который я раздала каждому ученику я проверила насколько они усвоили учебный материал. Не все учащиеся при выполнение этого задания были внимательны и сосредоточены на учебном материале. Прервав рассказ ученицы Лены Ш. по моему жесту ее мысли не смог продолжить ученик С. Не все учащиеся смогли продолжить мысли прервавшегося ученика, но были ученики, которые были сконцентрированы на учебном материале и им не составило большого труда продолжить речь ученика. Закрепление на этом уроке я провела используя телевизионную игру «Своя игра». Интеллектуальная игра состояла из четырех разделов: «Узнай эти строки», «Крылатые слова», «Литературоведение», «Кто это?». Игра предполагала выполнение учащимися дифференцированных заданий. Две команды по очереди выбирали задание и степень сложности выполнения от десяти до пятидесяти баллов. Учащиеся были активны при выполнении заданий игры. Не все команды смогли выполнить задания повышенной сложности. Эти задания предполагали обсуждение и обмен идеями, суждение и непредубежденность доказательств. Задания игры, которые предполагали знание и понимание учащихся были для них легко выполнимыми. Столкнувшись с трудностями при выполнении заданий повышенной сложности команда «Дружба» стала выбирать задания легкой степени сложности. На этом уроке учащиеся сами оценивали свою работу по оценочному листу, подсчитывая набранные баллы. При рефлексии урока учащиеся оценили работу и вклад каждого ученика в группу. Оценивания работы групп, самооценивание и взаимооценивание учащихся способствовали развитию критического мышления.




При использовании приёмов критического мышления во время прохождения практики в школе и в дальнейшем, я думаю, обучение русскому языку у моих учеников станет более мотивированным, и результат обучения будет эффективным. У ребят появился интерес к преподаваемому мной предмету, потому что детям интересны уроки с использованием различных форм обучения.
При планировании своих будущих уроков я буду повышать эффективность восприятия информации, интерес к изучаемому материалу. Воспитывать умения ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышать качество образования учеников, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни через модуль «Критическое мышление».

В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям. Критическое мышление учителя предполагает наличие способности критически оценивать собственную практику работы, практику применения и оценивания новых подходов [3;62]. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.

Литература:
1. Руководство для учителя.
2. Баннов А.М. «Учимся думать вместе» М:ИНТУИТ.РУ, 2007.
3. Программа.www.cpm.kz

Аздарханова Бакытгуль Мураткановна, учитель русского языка и литературы, «Көкжайық орта мектебі» КММ, Кокпектинский район, Востчно-Казахстанская область