Уроки информатики на момент практики в школе

В своей педагогической деятельности я в основном использовал традиционные формы и методы преподавания, при которых осуществлялось взаимодействие «учитель – ученик». Я не могу сказать, что в моей педагогической практике не было места для изучения нового. Учитель всегда должен постигать новое, только при таком условии он сможет направить свою работу на всестороннее развитие личности ребёнка. Но, не смотря на такое понимание своей роли, я всё же был подвержен неким стандартам и рассматривал свой учебный процесс авторитарным по отношению к ученику.

Приехав на курсы Третьего (базового) уровня повышения квалификации, и посещая занятия, я постепенно пришел к пониманию того, что процесс обучения не может оставаться прежним.
Приступая к этапу проведения практики в школе, мне показалось рациональным провести серию последовательных уроков информатики в 6 классе, так как я наблюдал у некоторых детей низкую мотивацию и отсутстсвие интереса к предмету. Была поставлена проблема: повысить уровень мотивации учащихся к уроку через групповую форму работы. Целью серии последовательных уроков являлось интеграция семи модулей в практику обучения и преподавания.

В данном классе 10 учащихся, 3 из которых с высокой мотивацией, 5 со средней мотивацией и 2 с низкой мотивацией к учёбе. До прохождения курсов групповую работу я применял в основном только во внеурочной деятельности. От групповой работы я ожидал, что дети, работая в группах будут самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. И что немаловажно ученический коллектив класса станет более сплочённым и ученики, работая совместо над одной проблемой научаться слушать и слышать друг друга .

И уже, начиная с первого урока, я применял эту форму работы. А для того чтобы заинтересовать детей в течение всех четырёх уроков я делил их на группы различными способами.
Первый урок из серии последовательных начался с тренинга «Приветствие». В начале я наблюдал у учеников скованность и зажатость в обращениях друг другу, но глядя на то, как начали делиться своими пожеланиями учащиеся группы А, остальные стали более увереннее и смелее и на их лицах появились улыбки.

На стадии вызова я внедрял модуль «Обучение критическому мышлению». На данном этапе была работа в парах по составлению ключевого слова. Я дал задание учащимся на развитие критического мышления: «Вопрос-ответ», постановка вопросов друг другу. Этот вид работы заинтересовал учащихся и они активно включились в работу. Каждая пара постаралась составить интересный вопрос. Это задание предполагало внедрение модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». По завершению задания каждый ученик в паре получил смайлик с улыбкой для дальнейшего положительного настроя на урок.

Далее я продемонстрировал учащимся мультимедийную презентацию, учащиеся ознакомились с новыми понятиями по типам вредоносных программ, тем самым внедряя модуль «Применение ИКТ». После просмотра учащимися презентации я задал им наводящие вопросы для того, чтобы они самостоятельно смогли определить тему урока. Ученики, отвечая на вопросы определили, что сегодня на уроке речь пойдёт о защите информации. Поставив совместными усилиями цель, мы перешли к изучению нового материала. Я предложил учащимся выбрать по одному элементу разрезанных геометрических рисунков, собрать фигуру из деталей и разделиться на две группы. Ребятам было предложено назвать свои группы из слов темы урока. Таким образом, группы получили своё название «Информация» и «Защита». На данном этапе внедрялись такие модули как «Новые подходы в обучении и преподавании» и «Обучение критическому мышлению». Прежде чем приступить к выполнению задания участники групп посовещались между собой и назвали основные правила для работы. Все правила были записаны на постере. Для наиболее эффективной работы ученики распределили между собой роли. Получив задание составить кластеры о типах вирусов и путях заражения компьютера вирусами «Информация», а группа «Защита» о методах борьбы с компьютерными вирусами, ребята принялись за его выполнение.

Я наблюдал за работой в группах, стараясь оказывать помощь только при необходимости, тем самым давая максимально самостоятельно ученикам обмениваться знаниями между собой. При разделении учащихся на группы получилось так, что состав группы «Информация» оказался сильнее и данная группа сразу очень активно начала обсуждение задания и подбор материала для создания кластера. Группа «Защита» в начале выполнения задания была менее активной. В состав этой группы был ученик со слабой мотивацией, поэтому работали только две ученицы с более сильной мотивацией. Но впоследствии, девочки распределили роли таким образом, чтобы вовлечь этих учеников в совместную деятельность. Группа активизировала свою работу и далее работа по составлению кластера протекала слаженно. Все участники четко выполняли свои обязанности, оказывали помощь друг другу, тем самым уложились в регламент работы. Прежде чем приступить к защите кластеров я предложил группам придумать речёвки по названию своей группы. Данное задание дало понять мне, что таким образом можно сплотить детей между собой, а также выявить их творческие способности. Показателем этого явилось то, что учащиеся проговаривая речёвки, держали друг друга за руки и были единым целым. После составления кластеров прошла их защита. Оценивание работ было проведено по критериям, которые вырабатывали учащиеся самостоятельно. Участники групп подошли объективно к оцениванию и никаких спорных моментов во время взаимооценивания не возникло. После проведения взаимооценивания учащиеся разделились на пары и выполняли задания на практике: учились проверять внешние устройства на наличие вирусов. По окончанию выполнения задания я предложил учащимся заполнить Что я знаю? Что я хотел бы узнать? Что я выучил? Что я умею? Уже после окончания первого урока я отметил существенный результат, не смотря на некоторые разногласия дети старались работать совместно над изучением новой темы, тем самым повышая свою мотивацию к уроку. И на вопрос чем заинтересовал меня урок почти все учащиеся написали, что их заинтересовала такая форма работы в группах.

Подводя итог прохождения практики в школе, я сделал вывод, что мне частично удалось внедрить семь модулей Программы в серию последовательных уроков. И ту проблему, которую я ставил, приступая к практике, несмотря на барьеры и трудности, встречающиеся при групповой работе на моих уроках в некоторой мере я попытался решить. Даже после проведения всего 4 уроков я заметил повышение мотивации учащихся к моему предмету через групповую форму работы. Но вместе с этим мне есть над чем работать в дальнейшем. В перспективе я планирую такой вид работы из периодического использования перевести в систематический, тем самым давая ученикам больше самостоятельности в получении новых знаний. Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет самоцелью и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность. (Руководство для учителя стр.140)

Анофьянов Жаксылык Габбассович, учитель информатики, Черкасская средняя школа, Аккайынский район, Северо-Казахстанская область